Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Основным инструментом расследования ДТП, где пострадали пешеходы, пассажиры, водитель, где был поврежден автотранспорт является экспертиза дорожных происшествий, которую в тех или иных условиях обыватели зачастую по разному называют то дорожной, то дорожно-транспортной, то автодорожной.

Однако ни одно из этих названий не является научно-обоснованным и верным названием, но про это позже.

Итак, судебная дорожно-транспортная экспертиза (дорожная или автодорожная экспертиза) продолжает оставаться самым редким видом автотехнических экспертиз.

Независимо от того факта, что дорожно-транспортная (автодорожная или дорожная) экспертиза получила свое название более 7 лет назад, основная масса практикующих судей, следователей, адвокатов, юристов также продолжает назначать в суде или следствии) «автотехническую экспертизу», обозначая лишь класс исследования, не уточняя точного вида экспертного исследования.

В результате столь общего и абстрактного определения данного исследования, в практике довольно часто появляются ситуации, когда в офис какого-нибудь учреждения, где имеются «автоэксперты» (такие как — оценщики автомобилей, оценщики ущерба, эксперты в области транспортной трасологии), приходят материалы уголовного дела, для исполнения которых требуются знания именно эксперта по исследованию дорожных условий ДТП (полотна дороги, дорожных знаков, дорожно-транспортных происшествий, дорожной разметки).

Возникает некрасивая ситуация, когда дело возвращается в судебные или следственные органы без надлежащего исполнения, из-за чего установленные сроки дела затягиваются в следствии неграмотности вышеперечисленных участников следственного процесса.

Основные задачи и цели дорожно-транспортной (автодорожной) экспертизы:

• обстановка на месте ДТП: участка дороги за пределами дорожного покрытия, состояние дорожного покрытия проезжей части, обочин;

• текущее состояние дороги в месте происшествия, наличия уклонов в поперечном и продольном направлении, закруглений;

• возможные условия видимости и обзорности водителя;

• определение возможности необходимого восприятия водителем дорожной ситуации;

• Исследование технической возможности (невозможности) предотвращения дорожно-транспортного происшествия;

• экспертиза значений параметров и коэффициентов, характеризующих движение транспорта и других объектов на месте происшествия: коэффициентов сцепления и сопротивления перемещения автомобиля и других участников по полотну автомобильной дороги;

Выяснение обстоятельств, связанных с дорожной обстановкой предшествующей ДТП, способствовавших возникновению ДТП: неблагоустроенность дороги, неправильная разметка дороги, отсутствие дорожных знаков, ошибочное расположение дорожных знаков и прочие негативные особенности обстановки.

При назначении судебной автодорожной (дорожной или дорожно-транспортной) экспертизы эксперту необходимо предоставить имеющиеся материалы уголовного, административного, гражданского дела, которые относятся к ДТП. Назначающему дорожную экспертизу должностному лицу следует знать, что для всестороннего и полного исследования необходимо изучение всего имеющегося комплекса информации о ДТП.